Поездка в Полоцк

Мы долго раздумывали, ехать в Полоцк или нет, но потом все-таки решились, но в большей степени из-за того, что там живет мой белорусский знакомый, родители которого из Тульской области, и в меньшей степени из-за храмов (да простит меня Ефросинья Полоцкая).Гостиница в Полоцке - фото

Приехали мы в Полоцк вечером, оставили машину у какого-то фонтана, вокруг которого обитала стайками молодежь. По всем подсказкам друга именно в этом районе должна была быть гостиница. Но мы ее в упор не видели. После расспросов прохожих выяснилось, что гостиница действительно рядом – это было здание с колоннами, надписи «гостиница», а тем более название, я так на нем и не разглядела. Но гостиница эта все же имет название — «Двина». Мы пошли оформлять номер и отдыхать.

Внутри эта гостиница еще больше походила на этакий «Смольный» — широченные коридоры, расходящиеся в разные стороны, в этих коридорах можно было бы заблудиться. И пустота, практически полное отсутствие людей – на меня это как-то давило.

Однако нельзя не заметить, что внутри все отремонтировано, краска свежая, мебель современная. Вот только в нашем номере до нас явно жил какой-то заядлый курильщик – все насквозь пропахло табаком, а впоследствии и вся наша одежда, мои волосы – от запаха даже першило в горле.

Вот только никаких ресторанов и кафе в самой гостинице нет, был какой-то задрипанный буфет где-то в закутке, но и то хорошо, по крайней мере, искать не надо.

На следующее утро мы должны были встретиться с нашим другом и его семьей и вместе прогуляться к достопримечательностям. Но перед этим мы решили пройтись: обменять деньги и купить что-нибудь в подарок сыну, а заодно рассмотреть Полоцк при свете дня.Поездка в Полоцк

Ну что я могу сказать, вечерний Полоцк, конечно, более сонный. Но все же мало отличается от дневного. Общее впечатление – депрессивный город (внешне, на мой взгляд): повсюду одинаковые коричнево-серые кирпичные пятиэтажки-коробки, улицы достаточно просторные, но малолюдные. Лишь в каком-то универмаге, где мы искали игрушку ребенку наблюдалось какое-то скопление людей.

Впечатления от самого города своему другу при встрече я, конечно, не стала озвучивать. Он со своей женой и ребенком повел нас к одному из главных мест Полоцка и, можно сказать, самой Беларуси. Мы шли смотреть Софийский собор.Фото Борисова камня

Софийский собор (православный) в Полоцке был построен в середине 11 века по подобию Софийского собора в Константинополе. Но древний вид этого собора до наших дней не дошел, так как в начале 18 века рядом был размещен пороховой склад. Однажды порох взорвался и собор вместе с ним. Косвенно поспособствовал сему факту российский император Пётр I. Но подробнее об этих версиях читайте сами в Интернете.Полоцк. Географический центр Европы

Софийский собор восстановили в середине 18 века уже в стиле виленского барокко. Стоит на берегу реки Западная Двина. Внутрь нам попасть не удалось, потому что уже начался концерт органной музыки. Две женщины на входе не впускали больше никого, просили приходить через полчаса. Это расстроило не только нас, но и еще целую группу туристов, которые ехали сюда специально издалека, поэтому совет идти «погулять» полчасика по брегу был воспринят без энтузиазма.

Ну что ж, значит, не судьба. Зато мы вдоволь находились вокруг Борисова камня и назагадывали желаний.
Борисов камень — один из валунов, оставшихся на территории Европы после таяния ледника. На территории Беларуси было поставлено несколько таких камней по приказу полоцкого князя Бориса  Всеславича. На камне выбит крест и надпись «Господи помози». Есть поверье: если обойти камень три раза и загадать желание, дотрагиваясь до креста, то оно сбудется.Краеведческий музей в Полоцке

Затем мы просто гуляли по Полоцку. Проходили мимо здания университета (или что-то в этом роде, может быть, даже исторический университет), видели бывшую лютеранскую кирху, а ныне Краеведческий музей, пофоткались в географическом центре Европы (уж не знаю, кто это вычислял, но знак такой в Полоцке стоит), посмотрели на Памятник белорусской букве «У неслоговое»).

Последним пунктом нашей белорусской программы было посещение Спасо-Евфросиньевского монастыря, который находится рядом с Полоцком. Мы распрощались с друзьями и отправились туда, чтобы потом вернуться в Россию.Фото памятника "У-неслоговому"

Несмотря на «устрашающие» подробности неудобства при посещении этого монастыря, выданные минским гидом Натальей, все прошло нормально. Да, пришлось обвязаться юбкой на завязочках, чтобы спрятать свои джинсы (кто не знает, в православную церковь женщине лучше не ходить в брюках), а также покрыть голову платком. И юбки, и платки можно брать на полочках при входе в монастырь. Их там так много, что я даже умудрилась подобрать все в цвет: и юбка, и брюки у меня были серебристые. Все те же манипуляции спокойно и без всяких нервов проделали рядом две немки.Фотография Свято-Евфросиниевского монастыря

Насколько я понимаю, самым древним в этом монастыре является именно меньшее по размерам сооружение — Спасо-Преображенский храм, где хранится Крест Ефросинии Полоцкой. Самое интересное, что в тот момент крест находился за пределами монастыря, так сказать, на выезде, и, если память мне не изменяет, то в «горячо любимом» Гродно. Крест хранил в себе останки мощей святых и кусочки Животворящего креста Христова, в далеком прошлом его много раз вывозили за пределы Полоцка, но он всегда туда снова возвращался. Однако во время Великой Отечественной войны он пропал, и до сих пор не найден. В Свято-Евфросиниевском монастыре хранится его точная копия.Полоцк. Спасо-Преображенский храм

Но и без креста тут было на что посмотреть. Спасо-Преображенский храм построен в середине 12 века и почти полностью сохранился в первоначальном виде. Внутри расписан фресками по какой-то наидревнейшей технологии. Фрески даже находятся под стеклом, чтобы не пропали. Там я встретилась с монашкой – бабулькой со светлым лицом, закутанной в черное с ног до головы. Я задала ей пару уточняющих вопросов, на которые она ответила с присущим монашкам смирением.Поездка в Полоцк

Рядом находится Крестовоздвиженский собор, построенный в конце 19 века. Там хранятся мощи Святой Ефросинии Полоцкой. Рака с мощами сделана так, что можно стать на колени (есть специальная полочка). Я, конечно, человек не особо религиозный, но выполнила все это, и как-то прониклась, мне хотелось побыть там еще хоть немного, так было спокойно, безлюдно и тихо вокруг.

Затем, попрощавшись мысленно с Ефросиньей Полоцкой и всей Беларусью, мы с мужем отправились домой, в Россию…